Дерматолог
Кочеткова Роза Петровна
Венеролог, Дерматолог, Уролог. Стаж 35 лет / Врач высшей категории, Москва
Оглавление:

Начинается сикоз с развития фолликулита, который быстро прогрессирует и переходит в хроническую форму. Для успешной терапии необходимо выявить природу поражения (люпоидную, грибковую или бактериальную).

Причины сикоза

Вульгарный сикоз в большинстве случаев вызывается золотистым или белым стафилококком, иногда в сочетании с другими бактериями. Паразитарная разновидность воспаления, которая встречается значительно реже, возникает под воздействием зооантропофильных грибов.

Принцип зарождения и развития болезни окончательно не установлен. По мнению большинства специалистов, формированию сикоза способствуют следующие факторы:

• эндокринные нарушения в организме;
  • хронический ринит или риносинусит стафилококковой природы, при котором патогенный секрет стекает из носовой полости;
  • расстройства ЦНС;
  • снижение иммунитета;
  • несоблюдение личной гигиены;
  • стрессы;
  • механические травмы, полученные во время бритья или удаления волос из носа и бровей;
  • вялотекущий конъюнктивит.

Гнойнички чаще всего поражают кожу в области лица — очаги воспаления могут появиться над верхней губой, в зоне преддверия носа (сикоз носа), по ресничному краю, на бровях и бороде. При такой локализации в анамнезе часто присутствует применение тупой бритвы или чрезмерное увлечение антисептиками и моющими средствами, приводящее к иссушиванию кожи и снижению местной резистентности.

Сикоз у детей диагностируется крайне редко и обычно является следствием частых ринитов, антисанитарных условий проживания, скудного питания и авитаминоза.

Симптомы вульгарного сикоза

Сикоз начинается с появления поверхностного фолликулита. Постепенно в воспалительный процесс втягивается весь фолликул, гнойнички сливаются в довольно крупные бляшки и стремительно распространяются на соседние участки кожи.

Первичный сикоз проходит так же быстро, как и появляется. Однако вскоре заболевание возвращается с новой силой, его течение становится хроническим, развиваются глубокие поражения кожи и другие типичные симптомы:

• эпителий в зоне воспаления краснеет и отекает;
  • при нажатии ощущается незначительная болезненность;
  • появляется большое количество близкорасположенных гнойничков с красным плотным основанием;
  • наблюдается несильный зуд.

Пустулы при сикозе быстро лопаются, выпуская наружу гнойное содержимое. Из-за этого кожа в очаге воспаления покрывается засохшими зеленоватыми корками. Отпадая, они обнажают раздраженную мокнущую дерму. При этом общее состояние больного не вызывает тревоги, лишь изредка наблюдаются невротические расстройства.

Сикоз носа проявляется болезненностью, зудом и жжением слизистой у входа в носовую полость. Там же постоянно образуются толстые корки, затрудняющие дыхание. Кожа в очаге воспаления отекает, раздражается и трескается.

Стафилококковый сикоз следует отличать от паразитарного, протекающего более остро — гнойно-воспалительные узлы сливаются в крупные, высоко выступающие над поверхностью кожи бляшки.

При люпоидном поражении развиваются небольшие пузырьки с гноем, которые вскоре покрываются желтой корочкой. Этот сикоз является хроническим и мучает больного долгие годы, постоянно рецидивируя. Область воспаления всегда четко ограничена ярко-красной крупной бляшкой. Постепенно она бледнеет и изъявляется, кожа под ней атрофируется.

После выздоровления остаются гладкие, блестящие участки эпителия, на которых не растут волосы. Люпоидный сикоз бороды заканчивается омертвлением фолликул и потерей растительности на подбородке.

Виды сикоза

Пиодермиты принято классифицировать по типу возбудителя. На этом основании сикоз подразделяют на 3 группы:

1. Обыкновенный, вызванный стафилококками. Является разновидностью пиодермии.
  2. Паразитарный сикоз — считается трихофитией. Может излечиваться самостоятельно, не вызывая рецидивов.
  3. Люпоидный тип. Относится к вульгарному сикозу, но выделяется в отдельную группу. Протекает хронически, развивается как вторичная форма.

люпоидный сикоз

В зависимости от места нахождения очага воспаления, выделяют следующие типы заболевания:

• сикоз усов и бороды;
  • поражение верхней губы;
  • поражение волосистой части головы;
  • сикоз преддверия носа;
  • воспаление лобковой зоны;
  • заболевание ресничного края и бровей.

Чаще всего сикоз наблюдается на лице. На волосистой части головы, в зоне лобка и подмышечных впадин пиодермия регистрируется редко.

Какой врач лечит сикоз?

При появлении признаков сикоза следует обратиться к дерматологу или микологу. Если такие медики в городской поликлинике отсутствуют, необходимо записаться на прием к терапевту или врачу общей практики. Любой из этих докторов может назначить необходимое лечение, а в сложном случае направить на консультацию к узкому специалисту.

Диагностика

Заболевание сикозом имеет настолько яркие проявления, что ошибиться с диагнозом сложно. Единственное, что требуется во время обследования — дифференцировать (отличить) вульгарную форму от паразитарной и люпоидной.

Для подтверждения или исключения микотической природы сикоза проводится микроскопия. Бакпосев помогает выявить бактериальный характер воспаления и определить чувствительность возбудителя к антибиотикам.

Лечение сикоза

Как вылечить сикоз? Приступая к терапии, следует помнить, что это длительный и серьезный процесс. Все назначения делает только врач-дерматолог, самодеятельность в данном случае недопустима.

Медикаменты

Общая схема лечения вульгарных сикозов включает в себя следующие группы лекарств:

• антибактериальные препараты в таблетках — Тетрациклин, Пенициллин, Биомицин, Террамицин;
  • противомикробные средства для наружного применения — Синтомициновую эмульсию, Гентамициновую и борно-нафталанную мази, Сульфаниламидный линимент;
  • анилиновые красители — метиленовый синий, бриллиантовый зелёный;
  • компрессы с обеззараживающими растворами — марганцовкой, перекисью водорода 3%, борной кислотой;
  • поливитамины и иммуностимуляторы.

При обнаружении трихофитии больному сикозом вместо антибактериальных средств назначают противогрибковые лекарства для внутреннего приема — Гризеофульвин, Тербинокс, Орунгал, Микозорал. Для наружного применения используют мази Миконазол, Экзодерил, Микоспор, Клотримазол, Низорал.

Если наблюдается серьезное поражение кожных покровов, больному рекомендуют пройти аутогемотрансфузию и ввести стафилококковую вакцину. Завершающей стадией лечения становится проведение 10 сеансов УФО.

Народные средства от сикоза

Нетрадиционные способы борьбы с сикозом включают в себя лечение народными средствами и гомеопатию. Правда, эти методы ни в коем случае не должны выступать как самостоятельная терапия. К тому же применять их можно только после беседы с врачом.

Из народных средств рекомендуется попробовать наложение компрессов из сырого тертого картофеля, протирание пораженных сикозом мест соком алоэ или калины. Для приема внутрь готовят настойку из травы и корней одуванчика.

настойка одуванчика для лечения сикоза

Применяя народные средства, следует понимать, что победить с их помощью заболевание нельзя. Нетрадиционная медицина способна лишь облегчить течение недуга.

В последнее время для лечения сикозов все чаще применяется гомеопатия. Этот действенный и безопасный метод работает не на устранение симптомов, а на искоренение причин недуга.

При сикозе эффективны следующие гомеопатические средства:

• Ацидум нитрикум 6;
  • Петролеум 6;
  • мази Сульфур и Белис Переннис.

В сочетании с медикаментозными препаратами альтернативная терапия помогает добиться стойкой и длительной ремиссии.

Осложнения

Самым опасным осложнением сикозов считается сикозиформная экзема. При этой патологии к воспалительному процессу присоединяется зуд и мокнутие. Нередко болезнь сопровождается появлением импетиго, образованием абсцессов и фурункулезом.

Осложнением можно считать и состояние депрессии, зачастую возникающее у пациентов. Сикоз способен серьезно обезобразить лицо, вынудив больного замкнуться и отгородиться от друзей и родных.

Снизить риск развития сикоза помогут следующие мероприятия:

• аккуратное бритье с применением новых, качественных инструментов;
  • обработка любых повреждений в районе роста волос антисептиками;
  • соблюдение гигиены;
  • своевременное лечение инфекционных заболеваний уха, горла и носа.

После полного выздоровления и заживления кожи необходимо в течение долгого времени проводить профилактику, строго следуя перечисленным пунктам.

Сикоз — тяжелое дерматологическое заболевание, которое требует длительной и грамотной терапии. Очень важно четко выполнять все назначения доктора, а после наступившего улучшения не прерывать лечения. Только в этом случае можно гарантировать окончательное выздоровление.

Понравилась статья?

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)